Блог Йога в Кировограде Обратная связь Disclaimer Ресурсы сайта
Следующее событие

Люди
Если на планете Земля случится ядерная война, выживут только тараканы и индусы. Причём тараканов будет меньше, ибо они более прихотливы к условиям существования...
Место действия: Бодхгайа

Предыдущее событие

10 Дек 07
Dhamma Bodhi International Vipassana Center
Говорят, в этом центре - хорошая медитация. С некоторых пор я отношусь к подобным заявлениям с долей скепсиса - ну что значит "хорошая медитация"? Это когда получается долго сидеть не двигаясь? Так это вовсе не показатель. Когда всё происходит легко и приятно? Через несколько дней даже это начинает надоедать...

27-Янв-08

Курс Сатипаттаны

16 декабря начался мой первый курс Сатипаттаны. Не скажу, чтобы перед началом курса я как-то особенно волновался. Было просто интересно. Внутри было ощущение, что вот оно, уже начинает происходить - меня "переводят" из "детского сада" Випассаны, как в лекции говорит Гоенка, в первый класс.

Что думать о происходящем, я не знал. С одной стороны, никто из старых студентов Випассаны, кто прошёл Сатипаттану, в разговорах не выражал каких-либо бурных эмоций по этому поводу, как это порой бывает после того, как человек "отсидит" свою первую "десятку". Рассказывали, что на Сати-курсе Гоенка комментирует Махасатипаттана-сутру Будды; говорили, что в вечерних лекциях он практически не шутит; пугали, что на этом курсе студенты ежедневно наблюдают постепенно разлагающееся мёртвое тело...

С другой же стороны я уже давно получил абсолютно чёткое ощущение того, что в словах Гоенки нет ни капли преувеличения или вымысла. В материалах вечерних лекций нет ни единого предложения ради украшения. В регламенте курса нет ни одного излишества или жёсткости сверх того, что нужно для создания конструктивных условий для практики. Как говорится - ни добавить, ни отнять.

Поэтому, наверное, я начал курс в оптимальном состоянии ума - спокойное не-ожидание. "Аята бхута" - как есть, так и есть. Если Гоенка сказал, что серьёзному студенту нужна Сатипаттана - да будет так! Даже пускай и с мертвецами!

И началось!

Вернее, повторилось. Как и на самом первом курсе, на вечерних лекциях Гоенка вновь рассказывал мне обо мне. Но не о том, что со мной происходит здесь и сейчас, а о том, что со мной происходило "там и тогда" - о том, что началось после первой же "десятки". Такого эффекта я не ожидал, даже имея на руках книжку с Махасатипаттана-сутрой, которую получил и прочёл в первый день курса. Каждые пять минут я узнавал себя в том, о чём говорилось в лекции. Воспринималось это очень мощно!

Но вновь - поставив себя на место стороннего наблюдателя, понимаю - а рассказывать-то и не о чём! Из сферы чего-то такого, что могло бы просто произвести впечатление. Ну слово новое - Сампаджана. Примерно это означает "ежемоментно наблюдать и осознавать в пределах тела всё, что наблюдается и осознаётся". И что? Ну наблюдать, ну мысли. Ну осознавать, ну ощущения. Так кто же их не наблюдает? Не осознавает? По крайней мере из тех, кто дочитал до этого места...

В общем, курс проходил очень спокойно, серьёзно и глубоко. На курсе - только старые студенты, многие - с "тридцатками" и "сорокапятками", никаких опросов в зале, у каждого есть отдельная комната и келья в пагоде. Выйдешь, бывало, на улицу после двух часов "отсидки" в келье, пойдёшь, головы не поднимая, в столовую, а вокруг жизнь ключом бьёт - птицы поют, цветы пахнут, бабочки летают, кузнечики из-под ног скачут... Декабрь, знаете ли!

Первые три дня неудержимо "рвало на родину". Реально сильно. Не настолько, чтобы всё бросить и уехать (да и билета-то обратного нет), но очень отчётливо. Закроешь глаза - а в голове картинки с родными лицами и близкими улицами. До слюнок во рту ощущался запах маминых лакомств, которыми она, безусловно, встретит меня, окажись я дома прямо сейчас. Ан нет!

Затем санкары тоски по родине повыпадали и тема эта во многом себя исчерпала. Началось другое...

Очень сильное впечатление связано с вопросами и ответами. В конце вечерних лекций шестого и седьмого дней Гоенка читает вопросы студентов и тут же на них отвечает. Уж не знаю, подбирались ли эти вопросы специально, как для теледиалога президента с народом, или всё было "вживую", но вопросы были действительно "взрослыми". Как и, разумеется, ответы на них.

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР! Болельщики могут приглушить звук своих телевизоров :)

Наконец-то услышал ответ на пару давно вертевшихся в голове вопросов, которые и сформулировать-то нелегко. Находясь под впечатлением от услышанного, не могу удержаться от цитаты "близко к тексту". Повторяю: это неофициальная субъективная версия двух вопросов и двух ответов, как их понял и запомнил я и для себя. Я в чём-то даже отошёл от исходного текста. Хотите без искажений - welcome to a Sati course!

Вопрос № 1:

Если всё, с чем мы имеем дело - это Дхамма и её законы, является ли свобода перемещения внимания по телу единственной свободой, которая у нас есть?

Ответ № 1:

Всё, что есть и что происходит, является следствием законов Дхаммы, внутри и снаружи. Определённо можно сказать одно: перемещение внимания по телу - единственная вещь, которая приближает нас к финальной цели полного освобождения от неведения.

Вопрос № 2:

Если нет никакого "Я", то кого, в конце концов, мы освобождаем, практикуя Випассану? (Моя версия: если нет никакого "Я", то кому, в конце концов, я посылаю Метту, говоря: "Пусть я буду свободен!"?)

Ответ № 2:

Да, всё верно, нет никакого "Я". Но есть загрязнения. И это очевидно, вы не можете это отрицать. Эти загрязнения ума - неуравновешенность, неосознанность, невежество - мы и пытаемся устранить, для чего и практикуем. В конце концов, концепция существования "Я" - одно из подобных загрязнений.

Аж мороз по коже! Просто боевик какой-то! :)

P.S. А мертвецов, кстати, так и не показали...