Статьи Неочевидное Переводы
 

26-Июн-08

Медитация Випассана

Из переписки

Техника Випассаны не является бирманской. Будда Гаутама, будучи урождённым индусом, обнаружил и повторно открыл её, проводя свои многолетние поиски на территории современной Северной Индии.

Четыре века спустя после ухода из мира Будды Гаутамы в Северной Индии жил могущественный царь по имени Ашока. Это был человек, жизнь которого кардинально изменилась под влиянием практики Випассаны, под влиянием Дхармы. Желая сохранить эту технику для грядущих поколений, понимая, что со временем наследие Будды будет искажаться, загрязняться и забываться, он стал рассылать «посланников Дхармы» в самые разные страны и регионы. Люди, достигшие полного освобождения – архаты – были посланы во многие страны Азии, некоторые приходили даже в Европу. Однако практически повсеместно эта техника со временем всё-таки подверглась тому или иному искажению, если не полному забытью. И лишь в некоторых монастырях Бирмы, так уж получилось, она практиковалась в течение тысячелетий и была в целости сохранена и без искажений донесена до наших дней.

В теоретическом  материале на курсе Випассана говорится, что Будда Гаутама не изобрёл, а заново открыл эту технику. Существует понятие «Будда саасана», которое означает период времени между повторным открытием техники Випассаны очередным Буддой, пришедшим в мир, и полным забвением этой техники. В мир разумных существ приходит Будда, т.е. существо, которое, реализуя свою дхарму, обнаруживает технику тотального очищения ума и полного освобождения от обусловленностей. Эта техника остаётся как наследие, некоторое время практикуется и затем забывается, полностью теряется. Когда-нибудь в будущем в мир приходит следующий Будда, эта техника открывается заново и цикл повторяется…

Последний Будда, пришедший в мир людей – Сиддхартха Гаутама. Он заново открыл Випассану в том смысле, что до него уже был Будда, открывший эту технику, о котором не сохранилось никакой информации; а до того был предыдущий Будда; а ещё раньше был ещё один Будда – и так до бесконечности. Будда Гаутама говорил, что период его Будда-саасаны составляет пять тысяч лет. В наше время имеет место быть середина этого периода, этой саасаны. По окончании саасаны учение, слова, имя Будды и любая информация о нём будут утеряны до прихода нового Будды.

Следующее – неправильно говорить о том, что Будда передавал своим ученикам «тайный» смысл практики.

Во-первых, жизнеописания Будды Гаутамы говорят о следующем. По достижении полного освобождения он семь недель пребывал в экстазе, наслаждаясь миром и покоем Нирваны. Он ни с кем не говорил о достигнутом, ибо практика оказалась настолько простой и естественной, а полное очищение ума привели его к настолько глубоким и неожиданным результатам, что он долго не решался кому-либо о чём-либо говорить. В течение некоторого времени он сомневался – должен ли он вообще пытаться кого-либо учить данной технике? В итоге он принял решение учить, и первыми его учениками были пять его бывших сподвижников по аскезе, которым он дал технику Випассаны. После этого начался сезон дождей – мунсун – период, в течение которого в то время передвигаться по Индии было крайне затруднительно. Как правило, все путешествия на это время прекращались. Пережидая мунсун, Будда давал технику Випассаны, давал Дхарму, жителям той местности, в которой находился. К окончанию сезона дождей таких людей, достигших полного просветления, оказалось пятьдесят пять. После этого, собрав всех этих архатов (шестьдесят человек), Будда дал им своё легендарное наставление: «Идите и несите миру свет свет Дхармы, свет сострадания, свет жизни в счастье и гармонии! И да не пойдут двое из вас по одной дороге!» Через несколько лет, ещё при жизни Будды Гаутамы, технику Випассаны практиковало почти всё население Северной Индии, и продолжалось это и после его ухода в течение пяти веков.

Во-вторых – если бы у Дхармы или у техники, ведущей к её постижению – Випассаны, был какой-то «тайный» смысл, она не была бы Дхармой, не была бы Випассаной. Она стала бы одной из сектантских техник, коих было, есть и будет огромное количество. Дхарма – абсолютно универсальна. Випассана имеет дела с абсолютно универсальными проявлениями человеческого существа – с дыханием и ощущениями тела. Именно поэтому практиковать эту технику может любой, вне зависимости от пола, возраста, расовой или социальной принадлежности.

Далее, по поводу С.Н.Гоенки и его обращения к Випассане. Действительно, изначальным побудительным мотивом его заинтересованности в данной технике была сильная мигрень. Однако важным является то, что учитель, к которому он обратился, человек, ставший в дальнейшем его наставником, Саяджи У Ба Кхин, узнав о том, что Гоенка рассчитывает с помощью практики данной техники избавиться от головной боли, отказал ему в курсе. «Человек, который приходит на курс лишь из желания получить облегчение от своих телесных страданий, будет только искажать технику. Он не сможет использовать весь её потенциал, который заключается в тотальном избавлении от страданий, причины которых находятся в глубинах ума» - сказал У Ба Кхин. Гоенке было отказано в первом курсе из-за неверной мотивации. И лишь когда он полностью изменил своё отношение к данной технике, лишь когда он развил в себе намерение пройти курс безотносительно к тому, поможет ему Випассана или не поможет избавиться от мигрени, У Ба Кхин позволил пройти курс.

«10-дневняя практика молчания и самоуглубления» – десятидневные курсы возникли сравнительно недавно, в середине двадцатого века. Именно в таком виде Саяджи У Ба Кхин, который стал первым мирским учителем данной техники, стал преподавать её другим мирянам. До этого техника Випассаны была недоступна мирянам – чтобы практиковать её, человека должен был стать монахом в общине.

«…но и остановить внутренние монологи, диалоги и полилоги» – я бы написал «останавливать» или «пытаться остановить». Полная остановка ума – задача, решение которой по силам лишь просветлённому.

Работа с перемещением внимания по телу происходит не «под диктовку». «Под диктовку» проходит знакомство с техникой Випассаны, в течение двух часов на четвёртый день. После этого нет никакой диктовки, лишь напоминание инструкций в начале даже не каждого часа и – полная тишина.

«По несколько сотен раз в день» – преувеличение. Если студент работает разумно и внимательно, вряд ли за весь день он сможет «пройти тело вниманием» более 50-60 раз. Однако в инструкциях много раз подчёркивается, что количество проходов вовсе не является показателем успешности практики.

«Чем больше шевелишься, тем больше всё болит» - неверно. Иного способа избавиться от боли, кроме как сменить позу, для новичка не существует. С четвёртого дня вводятся часы так называемой «адиттаны» – медитации с твёрдой решимостью. Три часа в день студенты не должны шевелиться, однако лишь три часа в день – утром, днём и вечером. Остальное время каждый волен менять позу, когда необходимо.

«Они плачут, стонут, жалуются инструктору» – мне кажется, подобная фраза может вызвать негативное отношение к курсу. Курс Випассаны – не армия, не тюрьма и не шоу «Последний герой». Организация и регламент курса продуманы до мелочей. Кроме того, человек, выполняющий функции инструктора, называется «Помощником Учителя». Поэтому, мне кажется, лучше написать «Иногда они плачут, стонут, жалуются Помощнику Учителя».

«Он советует прийти через три часа, если состояние не изменится» – в этой фразе роль Помощника Учителя как бы сводится к механическому советованию прийти через три часа. Мне кажется, у человека, читающего данные строки, может сложиться неверное представление о роли Помощника Учителя на курсе. На самом деле вопросы и проблемы у студентов бывают самые разные, так же, как и ответы и советы Помощника Учителя, которые они получают.

«Столовая разделена на две части занавесом. У женской и у мужской группы свой зал в столовой» - если столовая разделяется занавесом, быть может, лучше написать «женской и мужской группам отведены свои части зала в столовой»?

Помимо всего прочего, мне представляется немаловажным упомнить о моменте материального обеспечения курсов Випассаны. Дело в том, что в традиции Саяджи У Ба Кхина/С.Н.Гоенки не существует оплаты за обучение технике, ибо техника – бесценна. Все курсы по всему миру обеспечиваются за счёт добровольных пожертвований старых студентов, т.е. людей, которые полностью прошли по крайней мере один десятидневный курс Випассаны.

Текст "Из переписки" является ответом данного автора корреспонденту одного из сайтов эзотерической направленности на просьбу высказать мнение о статье, посвящённой Випассане, которая готовилась к представлению на этом сайте. Приведённый текст является частью полного письма, в котором данный автор дал свои комментарии