Внимание - внимание!
Нет смысла Рё возможности рассказать, что такое внимание. Рто то же самое, что объяснять Солнцу, что такое свет. РЎ вниманием РІС‹ родились, СЃ РЅРёРј же Рё уйдёте. РћРЅРѕ РїСЂРё вас было, есть Рё будет. Слова лишь вбивают клин между познающим Рё познаваемым, Р° как можно вбить клин между волной Рё океаном?
Начнём с того, что в природе всё не просто так. Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.
В данной статье обратим внимание на один аспект проявления внимания, на который так и не удосужилась толком обратить внимание многознающая западная наука, дитя Аристотеля. Она познала всё, кроме инструмента, которым она познаёт, но это тема иной статьи. Здесь же речь поведём о простом, знакомом и до боли понятном проявлении результатов некоторых взаимодействий человека с Реальностью - телесной боли.
Физиологи хорошо знают, что происходит в участке тела, который ударили молотком или проткнули колючкой. Они знают, что происходит непосредственно во время инцидента, а также спустя различные временные интервалы. Какие эритроциты перегоняют какие лейкоциты, перемещаясь наперегонки в клеточной плазме в стремлении заделать пробоину, какой уровень гемоглобина необходим, чтобы кровь сворачивалась, закупоривая рану и т.д. и.т.п. � это неспроста - организм борется за своё выживание.
Психиологи хорошо РјРѕРіСѓС‚ объяснить, какие эмоции Рё РїРѕ каким причинам испытывает человек, участок тела которого ударили молотком или проткнули колючкой. Какой СЌРґРёРїРѕРІ комплекс РєСѓРґР° вытесняет детские кошмары, Рё СЃ каким джиперс-криперсом нужно нести СЌРЅРЅСѓСЋ СЃСѓРјРјСѓ денег психоаналитику РІ кабинете РЅР° улице Р’СЏР·РѕРІ. Рто тоже хорошо. Р� это неспроста - СѓРј борется Р·Р° СЃРІРѕС‘ выживание.
"Рто РІСЃС‘ хорошо, РґР°? Бумага написана правильно. РќРѕ это только СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны!" (РЎ) тов.Саахов.
(С трепетным придыханием) НО Н�КТО �З Н�Х НЕ ОБРАТ�Л ВН�МАН�Я!!! На поведение внимания ударенного или проткнутого человека!
Нам, обезьянкам, представляется, что точно так же неспроста внимание пострадавшего человека РЅР° долгое время оказывается привлечённым Рє пострадавшему участку. Что имеется РІ РІРёРґСѓ? РўРѕ, что РІ украинском языке выражается глаголом "муляє", Р° РїРѕ-СЂСѓСЃСЃРєРё - "свербит". РљРѕРіРґР° рана заживает, или наоборот - РІ теле только зарождается некое нарушение нормального функционирования, человек С…РѕРґРёС‚, кушает, СЃРїРёС‚, встречается СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё людьми Рё совершает прочие адекватные действия, РЅРѕ ему постоянно щось муляє, что-то свербит, РѕС‚ радикулита РґРѕ мозоля. Рто настолько очевидная ситуация, что РѕРЅР° постоянно ускользает РѕС‚ людей СЃ дипломами. Представляется, для того, чтобы РѕРЅР° осозналась Рё проанализировалась, человек, раздумывающий над ней, должен вести практически асоциальный образ жизни. :)
Между тем, в том, чтобы обратить внимание на поведение внимания в случае ударения или протыкания, достаточно исходить из вполне очевидного факта - вот есть непроткнутый палец, и он не болит. То есть внимания этому пальцу уделяется не больше, чем любому другому участку тела. � вот палец проткнули. � он заболел. То есть внимания ему сразу стало уделяться значительно больше, чем другим участкам тела. Внимание, вопрос: с чего бы это?
- Ну, подумаешь, укол?!
- Укололся и пошёл!
- Я билеты на футбол
- променял бы на укол
- (С) из детских книжек.
Повторяю вопрос - с чего бы это проткнутому пальцу уделяется больше внимания, чем непроткнутому, если тело такое всё из себя автоматическое со своими лейкоцитами и эритроцитами? Почему природа не снабдила тело человека естественными анестезирующими средствами на все случаи жизни, а не только на случай болевого шока или оргазма? Типа вон как у футболистов - ему руки-ноги поломали, врач чего-то вколол, тот встал и, как жеребец, дальше бегает. Неужто у природы всей мудрости не хватило на додумать чуточку для человека подобный механизм на случай любых повреждений, не только экстремальных?
Люди с дипломами и без читали о гипнозе и знают об опытах, в которых людям внушалось, что они обожглись или порезались. Организм вёл себя адекватно внушению - краснел и покрывался волдырями.
Отсюда следует прямой вывод - именно внимание человека является основой многочисленных процессов жизнедеятельности человеческого существа.
Люди, чей предел - физиология, с негодованием отвергают подобную постановку вопроса, говоря о электрических импульсах, передающихся по нервопроводам в определённые участки головного мозга и уж он-то, головной, как накричит на лейкоциты с эритроцитами, а они да как побегут... Внимание как категория их собственного бытия отвергается такими людьми на основании того, что многие их более маститые коллеги до сих пор, после внимательного рассмотрения, так и не ответили на вопрос о том, что же такое Внимание.
Бритва Оккама. Умножение сущностей сверх необходимого.
Если в теле есть рана, природа хочет, чтобы вы уделяли внимание повреждённому участку. Когда рана болит, это есть проявление частичного отвлечения вашего внимания на неполадки в данном участке тела. Когда рана перестала болеть, это значит, что уже нет нужды в привлечении вашего внимания к данному участку тела.
Если в теле есть рана, природа хочет, чтобы вы уделяли внимание повреждённому участку. Уделяли в буквальном смысле этой фразы. Посидели, полежали да помедитировали на болевой участок, а не как обычно - чем-то мазнули, проклиная тот день, когда... и побежали по своим, стремясь забыть об этой так некстати случившейся боли.
Если в теле есть рана, природа хочет, чтобы вы внимательно наблюдали, как она болит.
Отсюда - прямой переход к занятиям хатха-йогой, на которых тело довольно часто первые несколько лет болит в самых непредсказуемых местах. �менно эта мысль может служить частичной иллюстрацией той самой внутренней работы, которая является важнейшей частью йогической практики. Тело тянется, гнётся, выкручивается и напрягается, а мы - наблюдаем. Где-то болит, где-то ноет и тому подобное, внимание бросается на эти ощущения - так давайте же дадим им, этим участкам тела, максимум внимания!
А как можно дать максимум внимания? Только сохраняя абсолютное спокойствие, отрешённость и бесстрастность по отношению к происходящему. �спытывая малейшие страсти по поводу и без, вы распыляете своё внимание. Сущее этого не хочет. |