27-РЇРЅРІ-08
Курс Сатипаттаны16 декабря начался мой первый курс
Сатипаттаны. Не скажу, чтобы перед началом курса я как-то особенно
волновался. Было просто интересно. Внутри было ощущение, что вот оно,
уже начинает происходить - меня "переводят" из "детского сада"
Випассаны, как в лекции говорит Гоенка, в первый класс. Что
думать о происходящем, я не знал. С одной стороны, никто из старых
студентов Випассаны, кто прошёл Сатипаттану, в разговорах не выражал
каких-либо бурных эмоций по этому поводу, как это порой бывает после
того, как человек "отсидит" свою первую "десятку". Рассказывали, что на
Сати-курсе Гоенка комментирует Махасатипаттана-сутру Будды; говорили,
что в вечерних лекциях он практически не шутит; пугали, что на этом
курсе студенты ежедневно наблюдают постепенно разлагающееся мёртвое
тело... С другой же стороны я уже давно получил абсолютно чёткое
ощущение того, что в словах Гоенки нет ни капли преувеличения или
вымысла. В материалах вечерних лекций нет ни единого предложения ради
украшения. В регламенте курса нет ни одного излишества или жёсткости
сверх того, что нужно для создания конструктивных условий для практики.
Как говорится - ни добавить, ни отнять. Поэтому, наверное, я
начал курс в оптимальном состоянии ума - спокойное не-ожидание. "Аята
бхута" - как есть, так и есть. Если Гоенка сказал, что серьёзному
студенту нужна Сатипаттана - да будет так! Даже пускай и с мертвецами! � началось! Вернее,
повторилось. Как и на самом первом курсе, на вечерних лекциях Гоенка
вновь рассказывал мне обо мне. Но не о том, что со мной происходит
здесь и сейчас, а о том, что со мной происходило "там и тогда" - о том,
что началось после первой же "десятки". Такого эффекта я не ожидал,
даже имея на руках книжку с Махасатипаттана-сутрой, которую получил и
прочёл в первый день курса. Каждые пять минут я узнавал себя в том, о
чём говорилось в лекции. Воспринималось это очень мощно! Но вновь
- поставив себя на место стороннего наблюдателя, понимаю - а
рассказывать-то и не о чём! �з сферы чего-то такого, что могло бы
просто произвести впечатление. Ну слово новое - Сампаджана. Примерно
это означает "ежемоментно наблюдать и осознавать в пределах тела всё,
что наблюдается и осознаётся". � что? Ну наблюдать, ну мысли. Ну
осознавать, ну ощущения. Так кто же их не наблюдает? Не осознавает? По
крайней мере из тех, кто дочитал до этого места... В общем, курс
проходил очень спокойно, серьёзно и глубоко. На курсе - только старые
студенты, многие - с "тридцатками" и "сорокапятками", никаких опросов в
зале, у каждого есть отдельная комната и келья в пагоде. Выйдешь,
бывало, на улицу после двух часов "отсидки" в келье, пойдёшь, головы не
поднимая, в столовую, а вокруг жизнь ключом бьёт - птицы поют, цветы
пахнут, бабочки летают, кузнечики из-под ног скачут... Декабрь, знаете
ли! Первые три дня неудержимо "рвало на родину". Реально сильно.
Не настолько, чтобы всё бросить и уехать (да и билета-то обратного
нет), но очень отчётливо. Закроешь глаза - а в голове картинки с
родными лицами и близкими улицами. До слюнок во рту ощущался запах
маминых лакомств, которыми она, безусловно, встретит меня, окажись я
дома прямо сейчас. Ан нет! Затем санкары тоски по родине повыпадали и тема эта во многом себя исчерпала. Началось другое... Очень
сильное впечатление связано с вопросами и ответами. В конце вечерних
лекций шестого и седьмого дней Гоенка читает вопросы студентов и тут же
на них отвечает. Уж не знаю, подбирались ли эти вопросы специально, как
для теледиалога президента с народом, или всё было "вживую", но вопросы
были действительно "взрослыми". Как и, разумеется, ответы на них. ВН�МАН�Е, СПОЙЛЕР! Болельщики могут приглушить звук своих телевизоров :) Наконец-то
услышал ответ на пару давно вертевшихся в голове вопросов, которые и
сформулировать-то нелегко. Находясь под впечатлением от услышанного, не
могу удержаться от цитаты "близко к тексту". Повторяю: это
неофициальная субъективная версия двух вопросов и двух ответов, как их
понял и запомнил я и для себя. Я в чём-то даже отошёл от исходного
текста. Хотите без искажений - welcome to a Sati course! Вопрос № 1: Если
всё, с чем мы имеем дело - это Дхамма и её законы, является ли свобода
перемещения внимания по телу единственной свободой, которая у нас есть? Ответ № 1: Всё,
что есть и что происходит, является следствием законов Дхаммы, внутри и
снаружи. Определённо можно сказать одно: перемещение внимания по телу -
единственная вещь, которая приближает нас к финальной цели полного
освобождения от неведения. Вопрос № 2: Если нет никакого
"Я", то кого, в конце концов, мы освобождаем, практикуя Випассану? (Моя
версия: если нет никакого "Я", то кому, в конце концов, я посылаю
Метту, говоря: "Пусть я буду свободен!"?) Ответ № 2: Да,
всё верно, нет никакого "Я". Но есть загрязнения. � это очевидно, вы не
можете это отрицать. Рти загрязнения СѓРјР° - неуравновешенность,
неосознанность, невежество - мы и пытаемся устранить, для чего и
практикуем. В конце концов, концепция существования "Я" - одно из
подобных загрязнений. Аж мороз по коже! Просто боевик какой-то! :) P.S. А мертвецов, кстати, так и не показали... |