Статьи
 

Опыт одного – тема размышления для другого

Каждый из нас стремится к миру и гармонии, это именно то, чего нам недостает в жизни. Время от времени все мы испытываем беспокойство, раздражение, дисгармонию, страдание; и когда человек страдает от беспокойства, свои страдания он не держит в себе. Он распространяет их также и на других. Атмосфера вокруг несчастного человека наполняется беспокойством. Любой, кто входит с ним в контакт, становится раздраженным, взволнованным. Конечно, это не является правильным образом жизни. Нужно жить в мире с собой и в мире со всеми людьми. В конце концов, человек есть существо социальное. Он должен жить в обществе – жить и работать с другими людьми. Как жить в мире? Как сохранить гармонию в себе и поддерживать мир и гармонию вокруг себя, так чтобы другие также могли жить мирно и гармонично? Вы испытываете беспокойство. Тогда, чтобы выйти из этого состояния, нужно знать основную причину беспокойства, причину страдания. Если исследовать эту проблему, скоро станет ясно, что мы обязательно испытываем беспокойство всякий раз, когда начинаем создавать любые отрицательности или загрязнения в уме. Отрицательности в уме, умственные загрязнения или нечистоты не могут существовать вместе с миром и гармонией.

...с каждым часом осознание реальности настоящего момента становиться яснее и яснее, беспристрастное осознавание себя, своего тела, ощущений в теле открывает пред тобой новый мир, мир который нельзя понять на уровне интеллекта, путем философии и эзотерических бесед после очередной психоделической практики, да и самой практикой тоже, но который можно реально осознать своим личным опытом наблюдения за процессами, которые происходят в твоем грубоматериальном (физическом) теле, внутри этого тела, а в дальнейшем и на уровне психики, т.е. в сфере психических процессов. Другими словами, ты отслеживаешь связь между телом и сознанием, сознанием и телом.

Все начинается с осознавания дыхания. Ты осознаешь вдох, осознаешь выдох, при этом, не управляя и не изменяя сам процесс дыхания, его ритм и глубину. Беспристрастно и уравновешенно ум осознает такой тонкий и слабоощутимый естественный процесс нашего организма как дыхание. На первый взгляд может показаться, что может быть проще этого или какая польза от такого беспристрастного наблюдения? Закрываешь глаза, начинаешь наблюдать и понимаешь, как трудно заставить свой ум это сделать, он как непослушная обезьяна начинает перепрыгивать с мысли на мысль, думает о чем только можно, но только не о дыхании, не о наблюдении за ним. Наблюдаешь дыхание минуту, две, а потом замечаешь, что уже пять минут думаешь непонятно о чем, ты спокойно возвращаешь свой ум к дыханию и продолжаешь его наблюдать. Так повторяется час за часом, и через день-два ты с успехом уже наблюдаешь 15 минут, а то и все 20 только одно дыхание. Настоящая тренировка ума, без тренажеров или других подручных средств, только ум, дыхание и сила воли.

Наблюдая всего лишь свое дыхание, постепенно исчезает суета мыслей, и, растворившись, они больше тебе не докучают (т.н. “остановка внутреннего диалога”, К.Кастанеда). Ты в сознании, ты адекватно осознаешь, окружающую тебя реальность, твой ум чист и спокоен, в таком состоянии он (ум) приобретает остроту, т.е. становиться более чувствительным, как к процессам на теле, так и к процессам в самом теле. Постепенно, усложняя технику, углубляешь уровень осознания умом, но при этом уже наблюдаешь не дыхание, а непосредственно ощущения на теле, беспристрастно, не реагируя, только наблюдаешь- разделяешь-растворяешь более грубые ощущения в менее грубые, менее грубые – в более тонкие, более тонкие – в непонятные… но, все-таки ощущения, хоть и непонятные сперва, но зато РЕАЛЬНЫЕ, твои собственные. � не обязательно их понимать, не обязательно навешивать на них ярлыки с названием этих ощущений, достаточно просто их наблюдать. Заострив ум на осознавании такого тонкого процесса как дыхание, он стал еще более чист и еще более остр при осознавании ощущений, ты начинаешь разделять-растворять и эти непонятные ощущения, переходя на ментальный уровень, на уровень сознания, отслеживая, таким образом, связь между телом и сознанием.

На этом уровне осознавания тебя ожидает множество объектов для наблюдения, при этом конечная цель одна – избавить свое сознание от психических загрязнений. � здесь нет ничего трудного и непонятного, тебе не нужно ничего бояться, ты только наблюдаешь-наблюдаешь-наблюдаешь. Без визуализации и без вербализации, который могут создавать разного рода иллюзии, только наблюдаешь, наблюдаешь и отслеживаешь связь между ощущениями в твоем “психическом теле” и разнообразными проявлениями, такими как: гнев, злость, ненависть, жадность и многими др. Наблюдая, анализируешь и приходишь к выводу, что причиной всех негативных проявлений психики является или влечение (неконтролируемое отношение к приятным ощущениям), или отвращение (неконтролируемое отношение к НЕприятным ощущениям), проявленные с разной силой и в разной степени. Всего-навсего эти два психических процесса, два бесконтрольных процесса, которые заставляют нас не чувствовать меры во всем, что мы делаем и о чем думаем, а это, в свою очередь, проявляется в нашем гневе и жадности, нашей похоти и лене, нашей лживости и наглости, злости и ненависти, меркантильности и во многом-многом другом. Мы не знаем меры, мы не чувствуем ее, мы балуем себя приятными ощущениями, и угнетаем неприятными. Мы не научены быть уравновешенными и осознанными, нас влечет к тому, что вкусно, и отвращает от того, что мы не приемлем. Наша модель ума не научена быть более гибкой, осознанной и беспристрастной.

Воистину: “Познав себя – познаешь Мир!”.

Медики пришли Рє выводу, что РѕРґРЅРѕР№ РёР· причин большинства неинфекционных заболеваний человека является психическое перенапряжение. РџРѕРЅСЏРІ это РЅРµ интеллектуально, Р° РЅР° опыте осознавания психических процессов РІ себе, становиться понятным Рё следующее: что Р±С‹  избежать разного СЂРѕРґР° недугов, вызванных психическим перенапряжением, следует выработать постоянный контроль над работой СѓРјР°, то есть повысить уровень осознанности, Рё, как следствие, очистить СЃРІРѕРµ сознание РѕС‚ психических загрязнений, накопившихся вследствие бесконтрольной деятельности СѓРјР°. Для того, что Р±С‹ более РЅРµ порождать новых загрязнений, вызванных бесконтрольным влечением или отвращением, следует быть более осознанным, уравновешенным Рё беспристрастным РІРѕ всем, Р° самое главное РІ процессе мышления, С‚.Рµ. иметь полный контроль РЅР° ментальном СѓСЂРѕРІРЅРµ. Рђ это, как раз, Рё есть самое трудное.

Существует большое множество практик Рё техник, которые позволяют изменить привычную модель поведения\работы СѓРјР° человека, научить его пользоваться всеми благами СѓРјР°, РЅРµ проявлять бесконтрольного влечения или отвращения, РЅРµ создавая РїСЂРё этом новых загрязнений, которые Р±СѓРґСѓС‚ тормозить его РЅР° пути интеллектуального развития Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ просветления. Кто-то практикует НЛП, кто-то – Гештальт-терапию, Р° кто-то бьет челом намаз,  начитывает мантры\молитвы РІ храмах или церквях, используя РїСЂРё этом вербализацию или визуализацию образов, ликов. Некоторые Рё РІРѕРІСЃРµ ничего РЅРµ делают для своего интеллектуального Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ роста. Р’С‹ будете утверждать, что, сколько людей, столько Сѓ РЅРёС… Рё РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ развития, Рё будете правы. РЇ Р¶Рµ только скажу, что РІСЃРµ РЅРѕРІРѕРµ – это хорошо забытое старое, РЅРµ РЅСѓР¶РЅРѕ придумывать заново велосипед, ведь есть практики, которым СѓР¶Рµ РЅРµ РѕРґРЅР° тысяча лет.

РќР° РјРѕР№ взгляд, РѕРґРЅРѕР№ РёР· эффективных практик, который идеально РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ для достижения гармонии РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ СѓРјР°, является  буддистская  медитация «Випассана» (Випассана (пали) или випашьяна (санскрит) – РѕРґРёРЅ РёР· наиболее распространённых методов медитации РІ Р±СѓРґРґРёР·РјРµ. Буквально випассана означает: взгляд РІРѕ внутрь; видеть вещи такими, какие РѕРЅРё есть РЅР° самом деле). Випассана – РѕРґРЅР° РёР· древнейших техник медитации Р�РЅРґРёРё. РћРЅР° была открыта заново Готамой Буддой более чем 2500 лет назад Рё преподавалась РёРј как универсальное средство РѕС‚ болезней. Эта несектантская техника имеет своей целью полностью искоренить умственные загрязнения Рё помочь РІ достижении высшего счастья – полного освобождения. Также целью этой техники является исцеление человека,  РЅРѕ РЅРµ просто лечение телесных заболеваний, Р° Рё избавление его РѕС‚ всех страданий.

Эра Водолея ознаменовала начало духовного роста Земли, со всех духовных практик начали спадать занавесы тайн и оковы секретов, они стали быстрыми темпами распространяться по матушке-Земле в виде курсов, открытых для всех желающих. Практика Випассаны также долгое время была скрыта от мирян и практиковалась в закрытых от глаз людских общинах – буддистских монастырях. Таким образом, эта медитация, передаваясь от учителя ученику, без изменений была пронесена через толщу эпох.

Особенностями этой медитации, которые радикально отличают ее от иных практик, является ее нерелигиозность и бесплатность. Каждый, независимо от вероисповедания, социального статуса и банковского счета, может прийти и научиться этой технике медитации. Необходимо лишь проявить намерение и прийти, ведь сказано, что под лежачий камень вода не течет. Для начала много не надо, кроме, разве что, Вашего желания. У йогов есть пословица, что самое трудное в йоге – это достать и постелить коврик. Поэтому, было бы желание, а успех будет непременно.


* * *

После первого курса Випассаны:

“Недавно  вернулся СЃ 10-ти-дневного РєСѓСЂСЃР° Р’РёРїР°cсаны. Самым трудным было, как РЅРё странно, адаптироваться Рє старому образу Р¶РёР·РЅРё  РІ, казалось Р±С‹, привычном социуме РіРѕСЂРѕРґР° Киева. Р—Р° десять дней молчания, РїРѕРєРѕСЏ Рё тишины РІ лесу, сознание стало очень чувствительным Рє разного СЂРѕРґР° раздражителям, Рё, поэтому, городская суета, приукрашенная Р±РёРі-бордами СЃ разной информационной чепухой, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ смрад РѕС‚ машин Рё РґСЂ. стали, РЅР° первый взгляд, непреодолимой преградой, которая предстала предо РјРЅРѕР№, РЅРѕ которую РјРЅРµ жизненно необходимо было преодолеть. Для человека, который прошел через Р’РёРїР°cсану, жизненные трудности РІРѕРІСЃРµ Рё РЅРµ трудности, - это жизненно необходимые условия, преодоление которых дает неоценимый жизненный опыт, жизненную силу, такому человеку РѕРЅРё РЅСѓР¶РЅС‹ как РІРѕР·РґСѓС… для дыхания, как пища для еды, Рё РІ случаи отсутствия оных, РѕРЅ может “умереть” РѕС‚ истощения, поэтому РѕРЅ сам начинает РїРѕРёСЃРє трудностей, ожидающих своего непременного решения. РЇ это РїРѕРЅСЏР» сразу, новая модель СѓРјР°, выработанная РЅР° РєСѓСЂСЃРµ, позволила подойти Рє решению данной проблемы СЃ живым интересом Рё неописуемым энтузиазмом.

Следующей трудностью было наладить отношения и диалог в семье, но и это оказалось не трудным и теперь уже пройденный этап с определенной частью бесценного опыта психологии и, в чем-то, педагогики. Теперь предстоит следующий этап, - интегрировать новую модель ума в моем обучении в академии, в написании диссертации, в моем общении с сокурсниками и преподавателями, при этом остаться понятым ими на все сто процентов.

Отдельно нужно выделить и то, что развитие осознанности в целом, позволило переоценить и пересмотреть, в частности, и практику Хатха-йоги. До курса Випассаны вся моя практика йоги основывалась на интеллектуальном понимании, при этом я был лишен осознанности на уровне ощущений, в данном случае не грубых, а самых тонких и слабоощутимых. Другими словами, можно сказать, что Випассана произвела тонкую настройку всего моего сознания, всей психики в корне, что повлекло за собой изменение осознанности и в практике йоги, мне стали понятны, и я начал практиковать такие направления, как: раджа-йога, йога-нидра, крийя-йога. Техники пранаямы теперь осознаются и практикуются мной, основываясь на тонкие ощущения в теле, а не в слепую, имея при этом только интеллектуальное понимание механики дыхания.

В заключении хочу сказать, что курс Випассаны уникален в своем роде, он является хорошо структурированным и оптимизированным для всех сознательных индивидуумов, которые решили изменить свою жизнь в корне, стали на путь интеллектуального роста и духовного просветления. Также, уникальность этого курса заключается в его универсальности: он подходит для всех, только жаль, что не у всех есть желание”.

�горь Кириченко, активный практик и преподаватель хатха-йоги с многолетним стажем. Живёт и работает в Киеве. Несколько лет проработал в органах внутренних дел (УБОП). В настоящее время преподаёт криминологию в университете МВД, пишет диссертацию по тому же направлению. Проводит занятия в группе хатха-йоги для начинающих.

E-mail: