22-РђРїСЂ-08
ПокараСобаки«Скажи мне, кто твой друг, я и отвечу, кто ты» - сказал один мудрец на выставке собак. В Покаре это не работает. � не только в Покаре – в Непале. В �ндии вообще. Собаки
непальцам не друзья. Собаки – это просто собаки. Они просто здесь
живут, как здесь просто растут деревья, как здесь просто плывут облака,
как здесь просто текут реки, как здесь просто стоят храмы со статуями
божеств. У людей не возникает мысли приручить божество. Приручить реку. Приручить облако. Приручить дерево. Приручить собаку. Люди
просто живут среди божеств, которым поклоняются. Среди рек, в которых
стираются и моются. Среди облаков, из которых порой идут дожди. Среди
деревьев, которые приносят плоды. Среди собак, которых подкармливают. Собаки
в �ндии не сбиваются в большие стаи. Они совершенно не агрессивны.
Люди, коровы и лошади через них буквально переступают, а они не
реагируют. Рто, скажу вам, очень интересно Рё щекочет нервы.
Несколько раз случалось, что на пороге какого-нибудь магазинчика, куда
я намеревался войти, лежало, греясь на солнышке, нечто лохматое
размером с телёнка. Добродушный хозяин или хозяйка, приглашая меня
войти, явно не разумели моих затруднений. Ну собака, ну лежит себе.
Переступай! «Ага!» - отзывался мой испорченный ум, наученный
украинскими «друзьями человека», – «Щаз! Она, собака, ведь только
притворилась, затаилась и ждёт моей лодыжки!» В итоге, чтобы не
накалять международных отношений, собравшись с духом, я, не дыша и
стараясь не шуметь, на цыпочках переступал через собаку, которая, если
и приоткрывала полглаза, как я чувствовал, то лишь для того, чтобы
поглядеть на этого странного чужеземца, который непонятно чего так
долго рядом с ней топтался… ЧужеземцыВот только сейчас я
понял. Наконец-то мне в голову пришла фраза, которой я могу выразить
своё отношение к происходящему вокруг меня. Просиживая часами в
какой-нибудь кафешке Покары за чайничком чая, наблюдая жизнь, бурлящую
вокруг, я чувствовал, что должна существовать какая-то фраза, какое-то
словесное выражение, которое увязало бы что-то с чем-то, чтобы тот, кто
его услышит, хоть краем зацепил то, что я хотел бы донести. В
этом есть нечто неуловимое. Со стороны всё вроде выглядит достаточно
просто – местные жители в Покаре живут, а туристы из �зраиля, Европы,
�зраиля, Америки, �зраиля, Австралии, �зраиля, Японии и �зраиля в
Покаре отдыхают. Соответственно, местные жители ведут себя как местные
жители, а отдыхающие туристы ведут себя как отдыхающие туристы. Хотелось найти способ как-то выразить ощущение того, насколько по-разному ведут себя местные жители и отдыхающие туристы. Сегодня,
когда я ожидал окончания телефонного разговора агента, выяснявшего
расписание полётов из Катманду на Дели, такая фраза пришла мне в голову: «Если
из Покары убрать всех местных жителей, она превратится в ад. Если из
Покары убрать всех отдыхающих туристов, она превратится в рай». Может, наивно. Наверное, несерьёзно. Для кого-то – очевидно. Но… Вот,
например, Крымский полуостров. Рто – единственное место курортного
свойства, кроме Покары, где одновременно были местные жители,
отдыхающие туристы и я со своим малоразвлекающимся, но многонаблюдающим
умом. В Крыму я не ощущал никакой особой разницы между местными
жителями Рё отдыхающими туристами. Рто как некая договорённость – люди
одного и того же ментального склада и духовного устройства поделились
на местных жителей и отдыхающих туристов. Назавтра они запросто могут
поменяться ролями – для стороннего наблюдателя не изменится ровным
счётом ничего. Атмосфера Крыма не поменяется ни на йоту. Даже если одну
из групп, жителей или туристов, убрать совсем – Крым останется Крымом.
Если исчезнут местные жители, отдыхающие туристы быстренько
организуются и начнут обслуживать сами себя точно таким же образом, как
это происходило при участии местных жителей. Если убрать отдыхающих
туристов, местные жители получат гораздо больше свободного времени и
выделят из своих рядов некоторое количество людей, которые будут
отдыхать так же, как раньше это делали специально приезжающие издалека
граждане. В Покаре такое невозможно. Если из Покары убрать
всех местных жителей, она превратится в ад. Если из Покары убрать всех
отдыхающих туристов, она превратится в рай. � дело не только в
разном менталитете местных жителей и отдыхающих туристов. Дело в том,
что умы местных жителей – очень естественны, а умы отдыхающих туристов
– весьма искусственны. Покара находится в Непале, но влияние
�ндии здесь достаточно сильное. Образ индусской барышни в
дальнейшем изложении я использовал как собирательный для всего
североиндийского региона. Странно, но европейская барышня,
одевшая индийское платье, выглядит гораздо более нелепо, чем индуска в
европейском костюме. � дело вовсе не в том, кто во что одет. Дело в
том, кто как что носит. �ндийская барышня, одев еврокостюм, не
изменит ни походки, ни манер, ни выражения глаз – она останется
индийской барышней. Европейка же сочтёт своим долгом, уж коль скоро на
ней оказался индийский наряд, показать всем индусам, как правильно это
платье носить. А заодно – всем остальным европейкам, также посмевшим
понадевать на себя индийские наряды. Европейка считает, что
вместе с платьем, которое, вполне возможно, ей весьма к лицу, она
получает понимание всего индийского – религии, обычаев, богов и
ритуалов – и в результат, едва сделав шаг или открыв рот, начинает
выглядеть весьма нелепо. �ндуска, одевая европейское, переодевает своё тело, но остаётся индуской. Европейка, перевоплощаясь в индуску, терпит фиаско. Европейцы в индийском – мартышки и очки. «А вы, друзья, как не рядитесь, а всё ж в индусы не годитесь»… О работниках сферы обслуживанияРаботники
сферы обслуживания – продавцы, официанты, водители – в Украине делятся
на три категории: лакеи, профессионалы и непризнанные гении. Лакеи –
лакействуют, профессионалам всё пофиг, непризнанные гении всем своим
видом демонстрируют, что мне, птице откровенно невысокого полёта, явно
не под силу постичь всю глубину глубины ихнего ума. �ногда, в
зависимости от оценки ситуации, один и тот же работник сферы
обслуживания для разных клиентов может быть лакеем, профессионалом или
непризнанным гением. Работников сферы обслуживания в Непале
(�ндии) вообще и в Покаре в частности нет. Продавцы, водители,
официанты – есть, а работников сферы обслуживания – нет. Поэтому
непальские продавцы, официанты, водители – не лакеи, не профессионалы и
не непризнанные гении. Они – продавцы, официанты и водители. С ними
очень приятно иметь дело. |