23-РђРїСЂ-08
Люди АнапурныЖаль, что там, где побывал я, не побывал в
своё время основатель марксизма Карл Маркс со своим верным
последователем Фридрихом Рнгельсом. Рђ так Р¶Рµ Ульянов-Ленин Р’.Р�. Рё
Джугашвили-Сталин �.В. Думаю, если бы эти товарищи потратили месяц
своей жизни на поездку в Непал и поход вокруг Анапурны, мировая история
в наши дни могла бы выглядеть совершенно по-другому. Тезис о том, что
«бытиё определяет сознание» не насаждался бы в умы жителей планеты так
настойчиво и агрессивно, ибо если ТАКОЕ бытие, как в Гималаях,
определяет ТАКОЕ сознание, как у непальцев, шерпов, лобхов, тибетцев –
есть повод много думать… Они живут в реально нелёгких условиях.
Не самая плодородная каменистая почва. Горы – а это значит, что для
того, чтобы что-нибудь посадить и вырастить, нужно делать
многочисленные террасы. Расчистишь террасу от камней, а через неделю –
камнепад или оползень, и вновь твоя капуста засыпана камнями. Между
селениями зачастую не дороги, и даже не тропы, а тропинки, по которым
порой нелегко бывает пройти налегке – а они проходят там с огромными
упаковками тяжёлого груза на спине и прогоняют там караваны навьюченных
всяким скарбом мулов. Любая бытовая мелочь или стройматериал – зубная
щётка, спички, телевизор, замок, свечи или жесть для крыши –
доставляются на спине человека или, в лучшем случае, животного. В
низинах и средних высотах с мая по сентябрь – муссонные дожди, когда
льёт порой по семь дней без перерыва, в их языке даже отдельное слово
есть для таких затяжных ливней; на высоте – сушь круглый год. Нет, с
водой проблем нет, Гималаи сочатся ручьями, однако чем выше, тем
каменистее становится почва, следовательно, беднее урожаи, скуднее
пастбища. Конечно, Гималаи – это не пустыня с её жарой и песком.
Я пытаюсь говорить лишь о своих ощущениях, возникших на почве контраста
между Гималаями, в которых я побывал, и Украиной, в которой я живу. С
точки зрения внешних факторов Кировоградщина или Житомирщина – рай в
сравнении с Верхним Мустангом или долиной Кали Гандаки. С точки зрения
социума и отношения людей к жизни и друг другу – прямо наоборот. Они
живут в пять раз беднее и в пять раз радостнее. Они пасут свои стада по
вертикали – коровы и козы выгоняются метров на 200-300 выше или ниже
селения, потому что по горизонтали проходит тропинка – единственная
транспортная артерия. Любое перемещение по хозяйственным нуждам связано
в подъёмом или спуском по склону горы – и так много раз в день. � они
постоянно улыбаются друг другу и каждому незнакомцу. У них –
настоящий бэби-бум. В любом, даже самом отдалённом селении хозяйка
вашего гест-хауза, готовя ужин, наверняка будет одной рукой держать
своего малыша. Другой ребёнок, чуть постарше, будет сопеть где-то
рядом. Третий, ещё старше, будет подкладывать дрова в печку, четвёртый
будет нянчить второго, а пятый, почти взрослый, будет ставить на ночь в
хлев домашнюю скотину. Они рожают детей и отдают их Природе.
По-другому я не могу выразить своё ощущение того, как их взрослые
общаются с их детьми. Нет, конечно же, у каждого ребёнка есть мама и
есть папа, но это как бы условность. Ребёнок появился, и каждый –
взрослый и не очень, сосед и незнакомец – абсолютно свободно могут его
потискать и понянчить, куда-то повести, что-то показать… Нет, не то… Попробую сказать по-другому. Пожалуй,
главное, что меня поразило в их отношениях – полнейшее отсутствие
эгоизма. Особенно это чувствовалось, когда я наблюдал отношения
родителей и детей. Совершенно отчётливо я чувствовал, что родители не
воспитывают детей как продолжение себя, возлагая на них свои
несбывшиеся надежды и перекладывая на них свои укоренившиеся комплексы.
Похоже, у них нет надежд, как и нет комплексов – и это даёт им какую-то
дополнительную, неизвестную нам, разумным предусмотрительным
европейцам, степень свободы. (Продолжение на следующей странице) |